Есть ли в госзакупках место малому и среднему бизнесу?

16 января в рамках XI Гайдаровского форума свершилась секция «Есть ли место малому и среднему бизнесу в мире закупок?». Участники пробовали отыскать ответ на этот вопрос и внушить малому бизнесу малость оптимизма.

Прошедший год был богат на прорывные и положительные конфигурации в системе закупокдля всех видов предпринимательства и заказчиков. Продолжится ли эта тенденция в наступившем, 2020 году?

В собственном выступлении заместитель управляющего ФАС Рф Миша Евраев напомнил, что в 2019 г. был снижен срок возврата денег по обеспечению договора для МСП по 44-ФЗ до 15 дней. Не считая того, субъекты малого предпринимательства сейчас могут не заносить обеспечение договора, если владеют удачным опытом выполнения договоров.

Революцией в сфере госзаказа стала внедренная в 44-ФЗ норма - «согласие» на роль в закупке в сфере строительства, позволившая отрешиться от наполнения бизнесменами многостраничных заявок, которые приводили к их отклонениям по формальным поводам. Торги по этим закупкам сейчас проводятся спустя всего 4 часа после окончания подачи заявок. И принципиально, что «цикличность» проведения закупки ограничена 2-мя процедурами, отменена неотклонимая наружняя экспертиза и появилась возможность заключить договор со вторым участником закупки в случае расторжения договора.

Огромным шагом вперед стало развитие электрических магазинов по закупкам малого объема, срок заключения договоров по которым менее 2 дней. По словам Миши Евраева, по-хорошему, интернациональный контракт ЕвраЗэс необходимо поменять, и все страны в этом заинтересованы. В планах – прописать обычный электрический магазин и убрать «планку» в 3 млн руб. А торги проводить с торговой сессией и маленьким онлайн обжалованиемпо нейтральной спецификации каталога, который ведет Минфин.

В рамках 223-ФЗ был увеличен годичный объем закупок у субъектов МСП с 18% до 20% совокупного годичного стоимостного объема договоров, а срок оплаты заказчика по договору сокращен с 30 до 15 рабочих дней.
Кстати говоря, как сказала заместитель управляющего Федерального казначейства Анна Катамадзе, по 223-ФЗ в 2019 г. были совершены закупки наобщую сумму практически в 20 трлн руб. А в рамках 44-ФЗ было проведено 3,6 млн закупок на сумму в 8 трлн руб.

Посреди закупок, проведенных по 223-ФЗ, толика больших договоров составляет 58,3%, в то время как посреди закупок по 44-ФЗ – только 32,5%. При всем этом, по 44-ФЗ на федеральном уровне было изготовлено 30,5% закупок, 48,8% - на региональном, а 20,7% - на городском уровне.

А по словам главы департамента экономной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяны Демидовой, порог ценовой преференции для русских производителей при госзакупках может вырасти с 15% до 20%. Пока окончательного решения по его увеличению нет, но регуляторы представят свои предложения уже в январе-феврале.
Напомним, что ценовые преференции действуют при закупках продуктов из создаваемого Минэкономразвития списка и понижают цена русских продуктов при оценке предложений на 15%. Договор при всем этом заключается по стоимости поставщика, что вынуждает зарубежных поставщиков или посильнее снижать цены, или проигрывать торги. Этот список продуктов содержит около 90 позиций, а соединять воединыжды в один лот преференциальную и прочую продукцию запрещено.

Как уточнил Миша Евраев, этот вопрос может быть рассмотрен, но должны быть изготовлены надлежащие расчеты, так как рынки различные, и кое-где довольно и 15%, а в каких-либо отраслях это должно быть 30%. Потому, вероятнее всего, необходимо будет выходить на двухставочное применение преференций – в обыкновенном и завышенном размерах.

Малый бизнес челом лупит!

Еще в конце 2019 г. была запущена поэтапная возможность подачи ходатайства на дистанционное рассмотрение жалобы на закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ в центральном аппарате ФАС Рф. С ноября эта возможность стала доступна для Далекого Востока, а уже с 20 января текущего годанорма вводится для Сибирского ФО. И эта процедура будет проводиться поэтапно по местности всей страны.

Говоря о жалобах, замруководителя ФАС отметил, что по итогам 3-х кварталов 2019 г. динамика сохраняется. В 2018 г. их насчитывалось – 64 014, а за 9 мес. 2019 г. – 46 493. При этом количество обоснованных из их – всего 43,7%.
А сетуют в главном малые и средние предприниматели на то, что им не платят не то, что не впору, а в принципе. Заказчики отрешаются принимать продукты либо работы и услуги, предлагая сделать дополнительное соглашение о продлении сроков, чтоб принимать работы в дальнейшем. И если предприниматели отрешаются, то услуги у их не принимаются.

Вообщем вопрос однобокого расторжения договора тревожит всех. А таких только за 3 квартала 2019 г. из 19 тыс. случаев – 39,7% без оснований. Сейчас заказчик может расторгнуть договор в хоть какой момент, а компания теряет к тому же обеспечение по нему – до 30% цены договора даже при признании исполнителя честным и невключении его в РНП. При этом год, а то и полтора необходимо провести в судах, и многие «не доживают» до счастливого окончания производств. Потому назрела возможность обжалования исполнителями однобокого расторжения договора – это дозволит выровнять баланс в отношениях меж заказчиком и исполнителем при госзаказе.

Главные и поболее острые нарушения, выявленные в прошедшем году – это закупка недвижимости без проведения торгов. Так, в рамках нацпроектов школы, сады и больницы строились без проведения нужных процедур и выкупались у знакомого застройщика, как у единственного поставщика. И если в 2019 г. ФАС ориентировался на КоАП, то в 2020 г. материалы будут передаваться в правоохранительные органы.

Кстати говоря, законопроект о внесении конфигураций в КоАП уже подготовлен и должен быть рассмотрен на одном из ближайших заседаний Правительства. В рамках 44-ФЗ – это приведение КоАП в соответствие с принятыми в нем переменами, и распространение КоАП на все электрические процедуры.

А в рамках 223-ФЗ законопроект предугадывает новые составы за неисполнение требований по аналогии с 44-ФЗ, т.е. вводится административная ответственность в большей части для субъектов малого предпринимательства. Ожидается, что она появится уже в текущем году.

Принципиально, что 44-ФЗ и 223-ФЗ будут совершенствоваться и далее. Так, планируется введение закрытого списка методов воплощения закупок по 223-ФЗ и установление единых требований, которых нет на данный момент ни для каких субъектов предпринимательства.

По 44-ФЗ – установить по аналогии с закупками строй работ только согласия от участника закупки на другие работы, а при использовании либо поставке продуктов – ограничить список черт на закупку пятью позициями, чтоб уйти от безграничных списков.

Госзаказ должен стать намного более конкурентноспособным, потому и время проведения аукциона в сфере строительства, которое составляет 4 часа, планируется ввести по аналогии для всех сфер, а в предстоящем понизить до 2 часов и после выйти на онлайн.

Как увидел Миша Евраев, сейчас есть реестр нерадивых поставщиков, но нет никакого поощрения тех, кто работает радиво. Разумно, что должен показаться рейтинг деловой репутации бизнесменов, который будет автоматом составляться в ЕИС зависимо от свойства, количества и цены исполненных договоров. И основным его смыслом будет понижение размера обеспечения заявки и договора зависимо от рейтинга.

Также назрела подача жалобы и официальное извещение участников через ЕИС, и в последнее время это планируется воплотить. И вся претензионная и другая официальная переписка заказчика с исполнителем по госзаказу должна проводиться в ЕИС.

Не считая того, в последнее время планируется воплотить модель, по которой появится универсальная предквалификация на торгах. При цены заказа выше 20 млн руб. компания обязана иметь определенный опыт выполнения договоров на 20% от той цены, на которую она претендует. Тогда только потенциальные участники таких торгов сумеют подать жалобу. Специальную предквалификацию также нужно расширить.
Как подытожил Миша Евраев, изготовлено было много, но впереди – еще более.

Закупки у МСП имеют тенденцию к росту

В свою очередь заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин, отметил, что закупки – это один из частей акселерации. И они занимают центральное место в развитии малого и среднего бизнеса.

В рамках нацпроекта «Маленькое и среднее предпринимательство и поддержка персональной предпринимательской инициативы» подразумевается прирастить до 5 трлн руб. объем закупок, который наикрупнейшие заказчики располагают у субъектов МСП. И уже сейчас эта динамика впечатляет и добивается практически 3,5 трлн руб. А, по воззрению председателя правления АО «Компания «МСП» Александра Бравермана, цифра в 5 трлн трудно выполнимая, но полностью достижимая. При этом это не просит ужесточения законодательства по обременению госкомпаний обязанностями по закупкам у малых компаний.

В 2019 г. объем закупок госкомпаний у субъектов МСП вырос по сопоставлению с аналогичным показателем предшествующего года практически на 20% - до 3,59 трлн руб. По его словам, сейчас сотворена дорога с двухсторонним движением. С одной стороны, большим компаниям прибыльно брать у субъектов малого и среднего бизнеса продукты и услуги, так как они лицезреют, что это дешевле, резвее и продукция поставляется впору. С другой стороны, малый и средний бизнес осознает, что торги могут быть прозрачными, с малой либо при полном отсутствии коррупционной составляющей.

В прошедшем году таких закупок было изготовлено на сумму 3,254 трлн руб. Для сопоставления в 2017 г. этот объем составлял 2,098 трлн руб., а в 2015 г. и совсем 0,064 трлн руб. При всем этом в текущем году этот показатель должен составить 3,4 трлн руб.

В наилучшую сторону поменялся и уровень конкуренции в закупках госкомпаний у субъектов МСП и составил 2,8 заявки на одну закупку. Это практически в 2 раза больше аналогичного показателя в закупках госкомпаний в целом по 223-ФЗ - 1,36 заявки. В свою очередь толика госзакупок у субъектов МСП, как единственного поставщика составила 18,3% против 32% госзакупок в целом. Уровень экономии тут достигнул 8,2%, а при закупках госкомпаний в целом - 3,8%.

Около 2,4 трлн руб. либо 67% от общего объема закупок у МСП госкомпании издержали на закупки продукции производственного предназначения. Еще 734 миллиардов руб. пошли на закупки у малого бизнеса продуктов широкого употребления, а 446 миллиардов руб. - на закупки инноваторской и сверхтехнологичной продукции, которая практически осталась на уровне 2018 г.

Банки – малому бизнесу: добро пожаловать!

Любопытно, что в 2019 г. для роста толики закупок сверхтехнологичной и инноваторской продукции у субъектов МСП планировалось предоставить этим компаниям заемное финансирование на общую сумму 1 трлн руб. со ставкой на 2-3% ниже среднерыночной кредитной. Но, по словам Василия Живулина, по разным причинам удалось выделить только 538 миллиардов руб.

А уже сейчас через 90 банков, участвующих в реализации госпрограммы, на 2020 г. получены заявки на такое финансирование в размере 724 миллиардов руб. с льготной ставкой не выше 8,5%. Для этого Минэкономразвития к текущему году скорректировало программку, чтоб она была еще больше комфортная и доступная.

Так, появилась возможность рефинансирования ранее выданных кредитов субъектам МСП на вкладывательные цели по льготной ставке. Введен особый микрокредит по ставке не выше 9,95% годичных, который может быть выдан в размере до 10 млн руб., без указания определенных целей, на развитие предпринимательской деятельности. Этот кредит сопровождается облегченными системой администрирования и картонной работой.

А по воззрению Александра Бравермана, программка льготного кредитования малого бизнеса вышла на плановую линию движения, в итоге чего может быть понижение ставки.Ведь базисные характеристики нацпроекта исполнены, а некие даже перевыполнены.

Так, в два раза превышен плановый показатель по развитию производственных видов бизнеса, который на 2019 г. был 10 тыс. субъектов МСП, а в итоге составил 22 тыс. К 2024 г. эта цифра должна перевалить за 60 тыс., зачем был специально сотворен новый реестр производственных субъектов МСП.

Не считая того, Василий Живулин направил повышенное внимание на развитие поддержки самозанятых людей, которых за прошедший год зарегистрировалось более 330 тыс. По его словам, это 1-ая ступень на пути к созданию бизнеса, потому было принято решение распространить на самозанятых все меры поддержки, действующие в отношении МСП. По другому говоря, самозанятые сейчас получили доступ к системе закупок по аналогии с способностями, которыми пользуются субъекты МСП. И это колоссальный источник для роста и неплохой мотиватор для гражданина выступить поставщиком продуктов и услуг для огромнейших заказчиков. К слову, главные физлица, участвующие в закупках, это представители IT.

А по воззрению Александра Бравермана, закупка большими компаниями продуктов и услуг у самозанятых людей прибыльна обеим сторонам.

Раз в год большие компании закупают у не самозанятых физических лиц продукции на 180 миллиардов руб. При всем этом большие компании платят НДС, а физическое лицо по гражданско-правовому договору платит 13% налога. Регистрация в самозанятые дает возможность не платить НДС «крупняку» и платить 6% самозанятым. Так появляется обоюдная выгода поставщика и потребителя, которая заключается в улучшении критерий отчисления налогов по договору об осуществлении таких закупок.

Галина Крупен

Духовой шкаф Electrolux OEEB4330W 59.4x58.9x56.1 см, цвет белый

Духовой шкаф Electrolux OEEB4330W — встраиваемая электронная модель с двухконтурным грилем. Панель управления вооружена утапливаемыми ручками переключения режимов и регулировки температуры, программатором, индикаторами. Месторасположение и мощность лампы обеспечивает неплохой обзор готовящихся блюд. Оборудование может работать в режиме верхнего, нижнего либо комбинированного нагрева, гриля, жаркого воздуха, размораживания.

Особенности